Тема 1: «Компьютер: «за» и «против»
Родителей
чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений.
Кроме того, многие слышали о компьютерных фанатах, полностью погруженных
в искусственный виртуальный мир, предпочитающих его реальной жизни. И
естественно, их тревожит, не будет ли так и с их ребенком.
Так
покупать компьютер? Или подождать? И сколько подождать? И не будет ли
поздно? Или преждевременно? Ведь возраст, с которого ребенок начинает
общаться с компьютером, тоже немаловажный фактор, порождающий много
других проблем для родителей.
Давайте сравним две ситуации.
1.
Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и не известно с кем по
улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши,
фломастеры, не малюет ими где попало, не режет на мелкие кусочки любимое
мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть,
учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим
программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.
2.
Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, пойти
с ним погулять, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это
сделать самого и т.д. И при этом надо его еще воспитывать/напрягать
свои нервы и умственные силы.
Недаром
многие родители, купив своему чаду персональную ЭВМ, а то и карманную
электронную игру, вздохнули облегченно. Притягательность компьютера не
сравнить ни с телевизором, ни с другим каким-то занятием.Но знаем ли мы,
взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, остающегося изо дня в
день один на один с компьютером?Прежде всего, коснемся такого явления,
как компьютерофобия. Что это такое?
Это
связанное с компьютером состояние неуверенности, нерешительности.
раздражительности, страха. Ребенок, начиная осваивать компьютер, боится,
что не сумеет справиться с его требованиями, при длительном общении с
компьютером он также может испытывать безотчетную боязнь неизвестно
чего, какой-то чуждой силы. Компьютер дети, не уверенные в себе,
воспринимают как «угрожающий стимул», усугубляющий общее состояние
тревожности.
Явление,
общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации,
совершенствование противоположное компьютерофобии, – чрезмерная
увлеченность компьютером, когда приходится буквально идти на скандал,
чтобы оторвать ребенка от компьютера.К позитивным результатам
логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того,
компьютер располагает большим набором изобразительных средств,
способствует, развитию художественно-конструкторских способностей и
пространственных представлений; Посмотрите, какие возможности для
рисования! Можно создавать не только цвета, но и тончайшие оттенки
цветов. Можно легко стирать ненужное. А главное, экспериментировать
можно бесконечно. Хочешь – создавай линейный рисунок, а хочешь –
комбинируй из цветных фигур, раскрашивай готовый узор или составляй
свой. Сейчас создано немало увлекательнейших программ с развивающими
играми, составленными с учетом возраста, индивидуальных возможностей и
личностных наклонностей детей.Программы обучающего характера позволяют
развивать у ребенка абстрактное логическое мышление. Они дают ему
возможность менять, по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться
разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами
компьютерной помощи.Еще хотелось бы посоветовать родителям с особым
вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных
программ. Надо проследить за тем, чтобы в информационное пространство
семьи не проникали «провокаторы» агрессивного поведения ребенка – игры
«активных действий», всякого рода «бегалки и стрелялки». Увлечение
подобными играми таит опасность.Во-первых, они не требуют от детей
терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных
занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому
достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими
играми: через два года дети не могли связать несколько слов даже по
поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа
«бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентировались в компьютерной
терминологии, быстро выполняли тестовые и учебные задания, но, увы, в
большинстве случаев не давали правильных решений. Таким образом, у детей
вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к
сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных
задач.Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от
сверстников, родителей. Считают, что их может заменить компьютер. При
этой разумеется, хороший компьютер, оборудованный современными
средствами мультимедиа, или виртуальной реальности.
Может
ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями,
другими людьми, природой? На эти вопросы пусть ответят сами родители.
Тема 2: «Безобиден ли компьютер?»
Работа
на компьютере необычная, она не похожа на другие виды занятий, Однако
влияние компьютерных занятий на детский организм изучено еще
недостаточно. Известно, что у подавляющего большинства взрослых
операторов к концу рабочего дня появляются различные болезненные
явления. Старшие школьники, работающие за компьютером в школе 2-4 часа,
также жалуются на общую усталость, боли в глазах, неприятные ощущения и
мышцах плечевого пояса.
При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:
- излучение от компьютеров;
- изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
- особенности условий зрительной работы;
- длительность и сложность различных видов работы.
Измерения
рентгеновского излучения от компьютеров показали, что оно находится на
уровне фона Земли. Электромагнитные излучения от новейших компьютеров
тоже соответствуют нормативам. Однако от боковых и задних стенок
компьютеров старых моделей уровень низкочастотных электромагнитных
излучений может быть повышен.В помещении с работающим компьютером
изменяются физические характеристики воздуха. Температура может
повыситься до 26-27°С, при норме 60% относительная влажность может
снизиться до 40%, причем содержание двуокиси углерода при этом
увеличивается. Наряду с этим воздух ионизируется, повышается содержание
положительных (тяжелых) ионов, что неблагоприятно влияет на
работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в
дыхательные пути. Некоторые люди, особенно дети, чувствительно реагируют
на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле,
покашливание из-за повышенной сухости слизистых.
Длительная
работа на компьютере сопровождается напряжением зрительного
анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды
(рассматривание на светящемся и незаметно пульсирующем экране
видеотерминала на близком расстоянии и считывание информации в виде
мелких знаков – букв, цифр). Периодический перевод взгляда на клавиатуру
или текст, расположенные на столе, требует быстрой адаптации органа
зрения к иным условиям освещения. Поэтому напрягать глаза в этих
условиях приходится сильнее, чем при зрительной работе (чтении книг,
просмотре телевизионных передач).
Работа
на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением,
а статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса,
гораздо большую, чем при обычных учебных занятиях.Подобные факторы могут
ухудшать состояние ребенка и снижать его работоспособность.Эти опасения
не беспочвенны. Известно, что до 92% операторов ПЭВМ жалуются на
различные неприятные ощущения и повышенную утомляемость (жжение в
глазах, дискомфорт и болезненность в области век и глазного яблока;
раздражительность, головные боли, бессонница, тревожность). В 68%
случаев выявлены неблагоприятные объективные последствия работы с
компьютером: снижение остроты зрения, астенопия (зрительное утомление),
аллергические заболевания, нарушения менструального цикла и течения
беременности.Изменения отмечаются в разных органах и системах организма,
но в первую очередь страдают зрение и нервная система. Многие операторы
испытывают значительный мышечный дискомфорт, особенно в области
плечевого пояса. Появляются боли в мышцах, скованность, чувство
утомления, тремор (дрожание конечностей), судороги.Вот почему
использовать компьютер в процессе обучения и воспитания дошкольников и
младших школьников нужно с большой осторожностью. Их реакция на этот вид
деятельности зависит от ряда факторов: возраста, качества здоровья
(особенно состояния зрения), самочувствия, индивидуальной
чувствительности к условиям работы на компьютере.
Тема 3: «Как избежать переутомления детей при занятиях
на компьютере»
К
условиям организации занятии относятся правильное устройство и
оснащение рабочего места, рациональная рабочая поза; благоприятные
показатели внешней среды, где проводится работа на компьютере; качество
видеотерминала, соответствие используемых компьютерных программ возрасту
детей, сложность выполняемого задания, режим работы и т.д. В режиме
главным является длительность работы.Как долго ребенку можно работать на
компьютере?
Известно,
что нерегламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни
была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению
человека. При систематическом же переутомлении могут возникнуть
различные сбои» в организме, нарушения здоровья. Поэтому любой вид
деятельности должен нормироваться.Особое внимание следует обращать на
нормирование занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста,
поскольку они очень чувствительны к различного рода нагрузкам в силу
продолжающегося интенсивного развития и созревания физиологических
систем, которые в этом возрастном периоде отличаются неустойчивостью
функционирования.Наши наблюдения за здоровыми детьми показали, что
работа на ПЭВМ (IBM-PC) в течение 30 минут является для них слишком
большой нагрузкой. В состоянии утомления после общения с ПЭВМ находилось
53% детей, при этом выраженное утомление отмечалось в 13% случаев.Для
установления оптимальной продолжительности общения ребенка с ПЭВМ, не
вызывающей негативного влияния на его организм, нами исследовано два
варианта длительности занятий на ПЭВМ: 15 и 20 минут. Такой выбор был
обусловлен результатами наблюдений за детьми при их 30-минутной работе
за компьютером. В процессе-наблюдении стало очевидным, что признаки
утомления (двигательное беспокойство, чрезмерное возбуждение, случаи
отвлечения от работы, а у некоторых и отказ от работы) начинали
появляться у детей с 14-й минуты работы, число таких случаев резко
возрастало после 20-й минуты занятий.Функциональные возможности
центральной нервной и зрительной систем у детей 6-летнего возраста
позволяют им без утомления, без ущерба для здоровья справляться с
работой на ПЭВМ лишь в течение 15 минут. Особенно неблагоприятные
изменения при работе на ПЭВМ выявлены в группе детей, имеющих слабую
силу цилиарной мышцы, т.е. склонных к миопии.Таким образом, становится
ясным, что здоровым детям непрерывно работать за компьютером следует не
более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения
(оба родителя – близорукие), эту длительность целесообразно сократить до
10 минут. На протесты детей и их уверения в том, что они не устали,
обращать внимание не следует, так как доказано, что субъективные оценки и
объективные результаты исследования функционального состояния организма
при работе на ПЭВМ чаще всего не совпадают даже у взрослых и школьников
старшего возраста, не говоря уже о маленьких детях.
Тема 4: «Эффективное и правильное применение игровых
компьютерных программ с целью воспитания и развития
школьника»
Прежде
всего, необходимо выбирать жанр игры и соответствие с темпераментом и
склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные неторопливые игры, а
другим – активные, динамические. Надо знать своего ребенка или
воспитанника, рекомендовать ему такие игры, которые не будут перегружать
его. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит надо
уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить сё тип. Если вы
замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими,
это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к
тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная
реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните
ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых
ему придется больше думать и меньше действовать.Разрешайте дольше играть
в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным.
Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим
признакам:
- ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;
- внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);
- делает выводы из наблюдений;
- действует в соответствии с полученными выводами;
- в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем.
Продолжительность
игры выбирается в соответствии с возрастом и характером игры. У каждой
игры есть свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность
должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна
быть продолжительной. Общая продолжительность занятий для дошкольников
не должна превышать 30-35 минут, а непосредственно за компьютером 10-15
минут.Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода –
человек должен покинуть компьютер с сознанием успешно выполненного
дела.У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому
основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном
возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном
подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости,
агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое явление, как
вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с
друзьями, заниматься учебой спортом, общественной жизнью, «уходе» в
виртуальный мир компьютера. Рациональный режим развивающих занятий с
использованием компьютера предусматривает соблюдение регламентированной
длительности непрерывного взаимодействия дошкольника с ПК и перерывов
для отдыха, а также соблюдение гигиенических и профилактических
мероприятий, направленных на охрану здоровья детей (учет освещенности,
правильном размещения оборудования, проветривания и т.п.; проведение
минут релаксации, физкультминутки, зрительной гимнастики).
Тема 5: «Компьютерные игры»
Большинство
домашних компьютеров используются не только для работы и обучения, но и
для игр. Если почти все время работы домашнего телевизора служит для
отдыха и развлечения, то почему бы и компьютеру не служить этому же делу
хотя бы наполовину? Правда, всегда, когда речь заходит об отдыхе и
развлечении, встает вопрос выбора. Никто не может просмотреть все
телевизионные передачи, как никто не может прочитать всех художественные
книги. Нам все время приходится делать выбор, и надо уметь сделать
выбор правильно. Выбирая передачи, которые стоит смотреть, и книги,
которые стоит читать, люди опираются на то, что принято называть культурой. Компьютерные
игры существуют более двадцати лет и за это время тоже стали частью
культуры. Сегодня мир компьютерных игр обширен, как никогда. В нем можно
найти игры на любой вкус.Все компьютерные игры отличаются друг от
друга. Но для того чтобы легче было выбрать для себя именно то, что
нужно, все компьютерные игры разделили на несколько различных жанров.
Игры одного жанра имеют между собой достаточно много общего. Если
какая-то игра вам очень понравилась, значит, можно попробовать подобрать
другую игру, относящуюся к этому же жанру.Основных жанров компьютерных
игр немного – всего восемь. Но в каждом жанре существуют свои
разновидности, так что всего разных видов компьютерных игр можно
насчитать несколько десятков. Сначала мы рассмотрим главные особенности
основных жанров, а потом разберемся с каждым жанром поподробнее.
Аркадные игры. Слово
«аркадные» произошло от названия игровых автоматов, которые
устанавливаются в развлекательных (аркадных) залах. Игры этого жанра
требуют быстрой реакции, хорошего глазомера, точного расчета времени. На
компьютерах аркадные игры не являются основным жанром. Эти игры больше
развиты на игровых приставках.
Адвентюрные игры. Точного русского термина для описания игр этого жанра пока нет. Иногда их называют «приключенческими» от английского слова Adventure – приключение.
Но на самом деле игры этого жанра являются приключениями ничуть не
более, чем многие другие игры. Да и название произошло совсем не от
слова приключение,
а от названия самой первой игры, относящейся к этому жанру. Она
называлась Adventure. Так с тех пор и закрепилось за этим жанром
название адвентюрные игры.
В
этих играх герой должен решить стоящую перед ним главную задачу. Не
всегда известно сразу, в чем эта задача заключается. Иногда это
выясняется только по ходу игры. В каждом месте, куда игрок попадает, его
ждут несколько промежуточных задач. Для их решения надо полагаться на
свою сообразительность и на использование найденных по ходу игры
подручных средств. Адвентюрные игры очень похожи на мультфильмы, только
не на обычные, а интерактивные. В отличие от обычного мультфильма,
интерактивный мультфильм можно не только смотреть. В таком мультфильме
можно управлять ходом событий. От вас завит, каким будет его конец.
Ролевые игры. В
играх этого жанра перед героем также стоит какая-то сложная задача. Для
того чтобы с ней справиться, он должен обойти весь игровой мир и
отыскать то, что необходимо для победы. Путь герою преграждают орды
врагов, которых он должен победить в бою. В ролевых играх герой, как
правило, не один. Вы управляете небольшим отрядом разных героев, каждый
из которых играет особую роль. Поэтому такие игры и называются ролевыми.
Спортивные игры. В
них игрок является участником спортивного состязания. Можно выступать в
роли отдельного атлета или управлять целой командой. Некоторые виды
спортивных игр посвящены не столько самим спортивным состязаниям,
сколько подготовке к ним. Такие игры называют менеджерскими спортивными играми.
Стратегические игры. Игры
этого жанра посвящены управлению ресурсами. Ресурсами могут быть
деньги, армии, население стран или городов, полезные ископаемые,
электроэнергия и многое другое. В стратегических играх от играющего
требуется не только оперативная реакция на изменение окружающей
обстановки, но и долговременное стратегическое планирование. Вы можете
ощутить себя генералом победоносной армии, руководителем процветающего
государства или вождем межзвездной империи и.
Игры-имитаторы. Далеко
не каждый может оказаться за рулем настоящего гоночного автомобиля или
за штурвалом самолета. Имитаторы позволяют играющим ощутить себя не
совсем в обычной роли. В этих играх очень важное значение имеет реализм
управления техникой.
Логически е игры. Многие
люди интересуются головоломками. При решении головоломок часто
требуется нестандартный подход, изобретательность и способность заранее
рассчитывать свои действия. Такие компьютерные игры часто дают
возможность проверить свои силы в решении классических головоломок,
придуманных выдающимися математиками прошлого.
Традиционные игры. Компьютерные
программы, играющие в шахматы, известны достаточно хорошо. Но
существует немало и других настольных игр для нескольких игроков. Одни
из этих игр известны и распространены очень широко, другие – меньше.
Если вы любите играть в настольные игры, требующие умения мыслить
логически, готовы научиться новой игре и испытываете трудности с поиском
партнера, тот этот жанр для вас.Если вы почти не знакомы с
компьютерными играми, то сразу выбрать жанр по вкусу, может быть, и не
сможете. Но со временем у каждого человека вырабатываются какие-то
пристрастия. Почти у каждого жанра есть преданные поклонники.
Тема 6: «Десять советов родителям и педагогам»
Еще
раз напоминаем, что маленький ребенок – это бурно развивающийся, очень
чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте
складываются все физиологические системы, в том числе те, которые
необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают
формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание,
нормальная рефракция глаза.
Рефракция
глаза – оптическая (зрительная) установка при покое аккомодации
(приспособленность к рассматриванию предметов, находящихся на различном
расстоянии). Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной
нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к
«поломкам».Очень уязвима и психика ребенка. На фоне постоянно
увеличивающейся информационной нагрузки (дома, в детском саду, в школе)
нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить
неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка.К тому же, как
показываю исследования, большинство детей имеют отклонения в состоянии
здоровья. Среди детей 4-7 лет здоровых только 20% (I группа здоровья), с
функциональными отклонениями в состоянии здоровья – 60% детей (II
группа здоровья), с хроническими и органическими заболеваниями – 15%
(III группа здоровья).
Итак, на что необходимо обращать особое внимание.
Совет I. Если
вы решились на покупку компьютера, то не экономьте на здоровье детей:
компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
Совет 3. Следует
правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать
росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу
или на специальной подставке.
Согласно
методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см рекомендуется
высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом
выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с
твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см
от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая
линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть
перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.Поза
ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном
головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на
стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем
стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны
свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном
суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной
подставке (опора для ног обязательна).
Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить и хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
Совет 5. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Совет 6. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что ли растения поглощают вредные излучения компьютера.
Совет 7. Почаще
проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в
помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.
Совет 8. С
особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они
должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по
качеству оформления.
Совет 9. Без
ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за
компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с
отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причём не
ежедневно, а три раза в неделю, через день.
Совет 10. После каждого занятия проводите с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.
Рекомендации для родителей
Компьютерные
игры для детей имеют важное значение. Прежде всего, они помогают
ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно
сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы.
Выбирайте жанр игры в соответствии с возрастом и характером ребенка. То,
что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и
координации движений, – достаточно очевидно. Практически любая
компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не
во всякую игру стоит играть.Все дети разные. Одним лучше подходят
спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Надо
знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые
не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он
перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще
сменить игру.Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в
общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных
игр. По окончании первого этапа освоения компьютера дети привыкают к
тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная
реакция окружающих начинает их нервировать. Спокойно объясните ребенку, в
чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется
больше думать и меньше действовать.
Выбирайте продолжительность игры в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У
каждой игры есть свой ритм и своя продолжительность. Ритм и
продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен,
то игра не должна быть продолжительной. Наиболее напряженные игры имеют
деление на уровни и эпизоды. Если отдельный эпизод напряженной игры
длится 3 – 5 минут, то в какую игру могут играть младшие школьники. Если
отдельный эпизод может затянуться до получаса, то в такую игру стоит
играть только старшеклассникам. Прерывать игру ребенка до завершения
эпизода не стоит – человек должен покидать компьютер с сознанием успешно
выполненного дела.Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем в развлекательные игры. Важнейшая
особенность компьютерных игр состоит в том, что в их основе лежат
математические модели реальных устройств или процессов. В этом смысле
игра с компьютером часто может рассматриваться как лабораторная работа,
не имеющая аналогов. Например, не существует лабораторных работ по
истории и географии, но в компьютерных играх вполне можно заниматься
виртуальным моделированием истории или изучать географию на практических
моделях.Многие компьютерные игры развивают в детях навыки проведения
исследований. Обучение исследовательской работе обычно выходит за рамки
школьных программ. Даже в вузах достаточно редко преподают теорию
проведения научных исследований, оставляя эту область для аспирантуры. В
компьютерных играх к исследовательской работе дети приобщаются очень
рано, причем этого совершенно не замечают. В этот момент учителям и
родителям важно поддержать такие навыки, как умение получать информацию,
правильно ее анализировать и интерпретировать, делать из нее выводы и
создавать гипотезы, уметь ставить проверочные эксперименты, делать
выводы из их результатов и планировать дальнейшие действия. Наилучшим
образом это достигается, когда взрослые находятся в курсе проблем,
стоящих перед играющим, и решают эти проблемы вместе с ним.Для того
чтобы поддержать юного исследователя, совсем не обязательно знать
заранее решение игровых проблем. Вполне достаточно обратить его внимание
на необходимость что-то проверить или что-то уточнить. При изучении
новой программы, неважно, игровой или прикладной, всегда надо
руководствоваться девизом: «Все, что может быть проверено, должно быть
проверено». Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в
освоении игровых программ в детстве непременно даст отдачу в быстром и
эффективном освоении прикладных программ в старшем возрасте. Часы и дни,
потраченные на компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы
работы по освоению сложных программных систем в будущем. Но, как и во
всяком прочем деле, важен баланс.Обязательно присмотритесь к содержанию
игры. Вы узнаете, есть ли в игре элемент исследования, поговорив с
ребенком и задав несколько вопросов:«Как удалось тебе сделать
это?..»«Как ты до этого додумался?..»«Ты не проверял, нет ли здесь
какого-нибудь тайника или хитрости, которую ты не заметил?..»
Используйте игры, за которыми ребенку интересно смотреть со стороны. Вполне
естественно, что дети хотят играть больше, чем это целесообразно
делать. В таких случаях можно использовать некоторые игры, за которыми
дети охотно наблюдают со стороны. При этом они получают удовольствие и
не испытывают психологических перегрузок. Такие «семейные» игры надо
подбирать особо.
Например,
дети охотно смотрят со стороны, как взрослые играют в авиаимитаторы.
Сцены воздушных боев доставляют им удовольствие. Но попробуйте заменить
авиационный имитатор на автомобильный, и эффект будет противоположным.
Дети будут нервничать, потому что им самим хочется управлять
автомобилем.На роль «семейных» игр очень хорошо подходят игры
адвентюрные и ролевые. Дети готовы смотреть их, как мультфильмы. Эти
игры могут быть чрезвычайно продолжительными, и сеансы семейной игры
можно заранее планировать на выходные дни.
Аккуратно используйте звуковое сопровождение. Звуковое
сопровождение в играх – это тема отдельного разговора с ребенком. Дети
любят, чтобы звук был громким. Во многих играх, особенно в аркадных,
звук имеет особое значение. Грохот разрывов снарядов и ракет способен
доставить не меньшее удовольствие, чем красивая графика на экране. В тех
играх, где это важно, стоит пойти ребенку навстречу и потерпеть громкие
звуки, даже если они очень неприятны. Но ребенок, в свою очередь,
должен понимать, что игра не должна быть бесконечной и через 10 – 15
минут надо завершить эпизод и выключить компьютер.В спокойных и
продолжительных играх звук не играет решающей роли, и его громкость
можно уменьшить до минимального без потери содержательности игры. В этом
случае можно также использовать наушники.
Обратите внимание на систему управления игрой. Жанр
игры и продолжительность сеанса могут зависеть от того, чем оснащен
компьютер. Если у вас есть только клавиатура и мышь, некоторые игры не
стоит рекомендовать. Для авиаимитаторов желателен джойстик. Для
спортивных имитаторов джойстик или геймпад не просто желательны, а
необходимы. Для автомобильных имитаторов джойстик необходим, но не
достаточен. Лучше иметь специальное устройство управления со штурвалом и
педалями. Для аркадных игр джойстик или геймпад желательны, хотя без
них можно обойтись, если сократить общую продолжительность игры.При
наличии удобного устройства управления значительно снижается нагрузка на
играющего, и продолжительность игры может быть немного увеличена.
Краткие выводы
Чтобы дети могли играть в игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать:
- выбор жанра игры;
- содержание игры;
- системы управления игрой;
- настройку уровня сложности игры;
- продолжительность сеанса игры.
- Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов могут очень сильно различаться. По этому вопросу возможны следующие рекомендации:
- Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Если с учебой не все в порядке, продолжительность игр снижается до минимальной (45 минут в неделю), чего, конечно же, школьникам явно недостаточно, но такая недостаточность переживается легко и без обид.
- Время для компьютерных игр выделяется только за счет просмотра телепередач. (В Америке телевизионные компании уже давно бьют тревогу. За последние два года средняя продолжительность просмотра телепередач сократилась с 37 часов в неделю до 32. Такого еще никогда не было. Оторвать людей от телевизоров смогли только компьютеры).
- Средняя продолжительность (в часах) работы с компьютером в неделю примерно равна классу, в котором учится школьник. Для первоклассников это один час, разбитый на 2-3 сеанса по 20 – 30 минут. Для учащихся 5-го класса – 5 кратких разминок с аркадными играми по 15 – 29 минут и 1-2 продолжительных сеанса в выходные дни со стратегическими или адвентюрными играми. Структура времени использования компьютера старшеклассниками несколько иная. Они нередко работают с компьютером до 10 – 12 часов в неделю, но, кроме игровых, у них появляются практические задачи, такие как изучение мультимедийных энциклопедий, сбор информации в Интернете, работы по обслуживанию компьютера, а в некоторых случаях и программирование.
Консультации для родителей по информатике,
касающихся учебной деятельности учащихся
-
На каждом уроке обучающемуся необходимо иметь:
- Рабочую тетрадь на печатной основе по информатике;
- Дневник;
- Письменные принадлежности (ручку, карандаш, линейку, ластик);
- Учебник;
-
Работа в рабочих тетрадях на печатной основе проводятся следующим образом:
- Пишем шариковой ручкой синего цвета, подчеркиваем, обводим, зачеркиваем простым карандашом при помощи линейки;
- Исправления в тетрадях выполняются путем зачеркивания задания (или его части), выполненного неверно, и внесения верной записи сверху.
-
Домашнее задание задается к каждому уроку. Исключение делается для
урока, на котором выполнялась контрольная или проверочная работа. В
домашнюю работу входят:
- изучение нового материала или повторение старого по учебнику;
- выучивание определений, правил, закономерностей и т.д.;
- письменное выполнение работы в тетради на печатной основе;
- Домашнюю работу рекомендуется выполнять в тот же день, пока свежа информация, полученная на уроке, и есть возможность подойти на консультацию по вопросам, вызывающим затруднения
- В тетради должна быть информация обо всех пройденных темах; в случае пропуска занятий по любой причине ее нужно выполнить самостоятельно, в случае необходимости или затруднений подойти к учителю;
- Тетрадь и учебник должны быть в обложке;
- Оценка за четверть выставляется как среднее арифметическое на основе всех оценок полученных учеником;
- Необходимо помнить, что каждый урок уникален и помогает сделать следующий шаг к знаниям. Важно, чтобы ни одна его минута не была потрачена зря. Урок можно считать состоявшимся лишь в том случае, если учитель и ученик закончили его в хорошем настроении!
Уважаемые родители Вы можете направлять свои вопросы по информатике, касающиеся учебной деятельности учащихся, по электронной почте: mia19542006@yandex.ru.
Уважаемые родители! Для Вас организованы консультации: четверг 1755 - 1820
-
На каждом уроке обучающемуся необходимо иметь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий